В нашем детском саду есть группы детей с ограниченными возможностями. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект, поэтому, следует ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.
Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Музыкальное занятие, организованное с учётом условий необходимых для организации детей с ОВЗ включают в себя комфортную среду, физическое окружение, сенсорную насыщенность, возможность участия в деятельности. Такие условия можно рассматривать как эффективное средство психологической помощи детям с особенностями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Для освоения новых действий ребенку необходима положительная обратная связь, ощущение собственной успешности, которые на музыкальном занятии обеспечиваются благодаря индивидуальному подбору доступных музыкальных инструментов, игр и песен. Это, с одной стороны, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую активность через поднятие психического тонуса. Также соотношение ощущения успеха и неуспеха важно для коррекции ребенком собственных действий, контроля реализации программы поведения.
Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ.
Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.
Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.
В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.
На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритм игры. Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.
Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например,
1. вместе рассматривать интересную игрушку.
2. передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.
3. можно играть с солнечным зайчиком, фонариком,
4. накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. 5. можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать.
6. можно внести на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, посещающих наши занятия, так как в силу особенностей развития эти дети не всегда имеют возможность получить такой опыт на прогулке.
7. Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности.
8. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.
Используемый источник:
https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2019/11/11/muzyka-v-zhizni-detey-s-ovz
https://www.maam.ru/detskijsad/yemocionalnoe-vozdeistvie-muzyki-na-razvitie-detei-doshkolnikov-s-ovz.html
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12209
https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-muzyki-na-razvitie-detei-s-ovz-doshkolnogo-vozrasta-podgotovila-muzykalnyi-rukovoditel-1-kvalif-kategori.html
Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич.
ОтветитьУдалитьЯ знаю, насколько сложно растить ребенка не такого, как все.
Особый подход, постоянное внимание и ненавязчивый контроль за соблюдением правил.
И только забота и терпение помогут ребенку адаптироваться и социализироваться в обществе.
Доброе утро! В детском саду воспитатели и специалисты делают все возможное чтоб ребенок себя чувствовал самым счастливым и востребованным. К каждому ребенку свой индивидуальный подход.
Удалить