Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

четверг, 3 октября 2019 г.

Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Ф. Ницше
Музыка открывает ребенку мир прекрасного, приобщает его к духовной красоте. Оказывает воздействие на развитие его музыкальных способностей. Трудно представить себе всестороннее развитие детей без музыки. 
Многие навыки и привычки, приобретенные в раннем возрасте, остаются на всю жизнь. Музыка, даже у самых маленьких детей, вызывает приподнятое настроение, радость, восхищение. Именно в этом возрасте можно научить детей любить музыку, развивать у них умение слушать и понимать ее.
С какого возраста нужно приобщать ребёнка к музыке?
Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет. И, через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери. 
Беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.
Врачи и психологи всего мира в последнее время все чаще рекомендуют беременным женщинам слушать именно классическую музыку. 
Многочисленные эксперименты показали, что классические произведения не только способствуют правильному развитию ребенка, но и закладывают некоторые предпосылки к музыкальному воспитанию.
Во время беременности специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.

Музыка, которую рекомендуется слушать:
- для снятия раздражения "Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и "Итальянский концерт" Баха; 
- от головной боли: "Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже" Гершвина; 
- от бессонницы:"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского; 
- для успокоения: "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта; 
- от гипертонии: "Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха. 
Музыкотерапия строится на подборе определенных мелодий и звуков, которые оказывают положительное воздействие на организм: способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению активности.

Снятие усталости, эмоционального напряжения 
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. 
Успокаивающий эффект приносят звуки природы (шум моря, леса), вальсы. 
Классика: произведения Вивальди, Бетховен "Симфония 6" - часть 2, Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны". 
Ослабление чувства тревоги и неуверенности: мажорные мелодии с темпом ниже среднего. 
Народная и детская музыка вызывает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. 
Классика: Шопен "Мазурка" и "Прелюдии", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии". 

Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения 
Классика: Бах "Кантата 2" и "Итальянский концерт", Гайдн "Симфония", Бетховен "Лунная соната" и "Симфония ля-минор". Улучшение настроения Скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель "Менуэт", Визе "Кармен" - часть 3. 
Усиление активности вялым детям полезна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание немного учащает ритм сердца в спокойном состоянии, что оказываемобилизующевоздействие. 
Классика: Чайковский "Шестая симфония" - часть 3, Бетховен "Увертюра Эдмонд", Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Лист "Венгерская рапсодия 2". 

Ослабление головной и другой боли 
Религиозная музыка. 
Классика: Моцарт "Дон Жуан" и "Симфония № 40", Лист "Венгерская рапсодия 1", Хачатурян "Сюита Маскарад", Бетховен "Фиделио", Гершвин "Американец в Париже". 

Для крепкого сна 
 Сибелиус "Грустный вальс", Шуман "Грезы", Глюк "Мелодия", а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. 

Памятка 
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. "Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения", ― считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
Не "приклеивайте" вашему ребенку "ярлык" ― немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: 
- эмоциональную отзывчивость на музыку; 
- ладо-высотное чувство; 
- чувство ритма.
Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как "чувство лада", "звуковысотный слух". Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои особенности.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками, ― песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.
Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей.
Но в процессе музыкальной деятельности участвуют и многие психические процессы, которые тоже относят к музыкальным способностям: 
- музыкальная память; 
- музыкальное мышление; 
- музыкальное воображение, творчество.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич! Действительно, ребенка необходимо как можно раньше приобщать к музыке. Позвольте привести блестящую статью проректора Российской академии музыки им.Гнесиных, Дины Константиновны Кирнарской. По ее убеждению, ребенка нужно учить музыке не для того, чтобы сделать из него великого музыканта, а для того, чтобы он стал лучшим в любой профессии. Считает, музыка – лучший путь к жизненному успеху.
    http://klavierstimmer.ru/obuchat

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена здравствуйте! Спасибо что поделились интересной информацией. Обязательно зайду прочитать и возьму что нибудь себе на заметку.

      Удалить
  2. Вячеслав Валерьевич, добрый вечер. Конечно, трудно себе представить всестороннее развитие детей без музыки. Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны.

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Васильевна, а какие восторженные лица детей на занятиях от слушания? Какие фантазии? Не передать, это нужно видеть. Развивается яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич ! Согласна с Вами,что нужно как можно раньше знакомить детей с музыкой. Развитие музыкального вкуса , эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве.Самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

      Удалить
  5. Вячеслав Валерьевич, здравствуйте. Вы правы, действительно, трудно представить всестороннее развитие ребёнка без музыки. Сегодня эта тема должна быть актуальна для каждого родителя и даже образовательного учреждения. Музыка - это инструмент, с помощью которого каждый может выразить свои эмоции. Очень хотелось бы, чтобы дети, начиная с раннего возраста, могли пользоваться этим инструментом. Спасибо за интересную статью, и отдельное спасибо за музыкотерапию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Васильевна, здравствуйте!Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич! В статье раскрывается важность раннего музыкального развития и его роль в воспитании духовных качеств ребёнка. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом для ученика. Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании.

    ОтветитьУдалить
  7. Вячеслав Валерьевич! Добрый день!
    Спасибо Вам за такую интересную и познавательную статью!!!
    Музыка - это красиво, даже примитивная, она выражает настроение - боевое и наоборот, умиротворенное - и заряжает им других.
    Слушателям музыка нужна, чтобы насладиться прекрасным, чтобы разделить чувство создателя музыки, постичь гармонию. Музыка - самый мощный по воздействию вид искусства.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Большое спасибо Вам за интересный, познавательный материал и рекомендации!

    ОтветитьУдалить