Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

четверг, 24 октября 2019 г.

Использование музыкально - дидактических игр на основе сказочного сюжета в современной музыкальной деятельности с детьми. Практические советы для воспитателей

Добрый день дорогие гости моего блога. Хочу поделиться советами музыкального руководителя С.В. Омаровой возможно кому то будет эта информация в помощь. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно вилять на эмоциональное самочувствие людей. Бессмертные произведения Моцарта, Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Что же такое музыкальность?
Б.М. Теплов в монографии "Психология музыкальных способностей" (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство ритма. Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух являются первыми в элементарной системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.
Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка, "подтягивание" в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности.
В музыкальной дидактической игре в доступной и интересной игровой форме происходит активное развитие основных музыкальных способностей.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения.
Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом развиваются необходимые музыкальные способности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.
Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-игровой деятельностью.
Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.
Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры — сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом. Идет объединение образовательных областей "Музыка", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество".
Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.
Предлагаемые игры-сказки.

"Три поросенка" английская народная сказка

Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.
Ход игры: Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали и пели.
"Поросята учатся плясать" (Развитие ритмического слуха. Задача игроков — повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка — поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант — один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).
"Поросята поют" (развитие звуковысотного слуха . Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий — у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького) .
Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень.
"Качели" (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).
Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах .
"Угадай, на чем играют поросята" (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).
Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.
"Лесенка" (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз).
Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.
"Волк ищет поросят" (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента — громко, тихо, громче, тише –угадать , близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа).
Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же , черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.
Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.
"Угадай, что поросята делают в домике" (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)
Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

"Красная Шапочка и Серый волк" Ш.Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).
Ход: Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.
Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.
— Куда ты, девочка, идешь?
— Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.
— А далеко – ли живет твоя бабушка?
— Вон там, за лесом, в крайней избушке.
— У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.
"Кто как идет?" (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка).
Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.
"Угадай песню" (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)
Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.
"Эхо" (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е.Тиличеевой "Эхо", "аукаться" друг с другом на определенном интервале).
Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?
Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.
"Определи инструмент" (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента , найти у себя такой же и сыграть на нем)
Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.
"Отгадай" (Задача игроков — угадывать звуки по длительности и динамике)
Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?
"Песня, танец, марш" (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков прослушать музыку и определить, что делает бабушка).
Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

"Кот, Петух и Лиса" русская народная сказка.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).
Ход: Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.
Кот пел свою песенку – "мяу", "мур", а когда сердился на Петушка, то фыркал – "ф", а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – "кукареку" (дети имитируют звукоподражания).
Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:
"Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку" (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.
Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают, ) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).
Петушок испугался и закричал:
- Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.
На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал — не услышал его Кот.
Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет ( ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)
Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?
А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню
(рассказчик играет РНП "Во поле береза стояла", "Калинка", "Во саду ли, в огороде" — дети угадывают).
Лиса и говорит Петушку:
— Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.
Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Очень интересно было почитать советы Омаровой С.В.. Музыка это особое волшебство, которое является лекарством для души и тела. И чем раньше приобщать ребенка к музыке, тем лучше. Спасибо за сказки, забрала к себе в копилку. Удачи и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рад, что пригодились. Спасибо большое, и Вам успехов в работе.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Вячеслав Валерьевич! Статья очень интересная и будет полезна любому педагогу. Спасибо, обязательно воспользуемся советами С. В. Омаровой, которые вы осветили в своей статье. Ведь, действительно, музыка придаёт особый окрас всему, что бы мы не делали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Действительно это так. Музыка у нас повсюду стоит прислушаться, как можно услышать шелест осенних листьев, журчание бегущих ручейков, пение птиц. Все вместе складывается в красивую музыку, а если еще подключить воображение… Будет просто наслаждение… Эх, красота!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич! Для ребенка сказка всегда была и остается первым и наиболее доступным средством познания мира. Музыкально-дидактические игры на основе сказок невероятно увлекают детей, способствуют формированию и развитию фантазии. Спасибо за интересные и полезные советы! Обязательно воспользуюсь в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Вячеславовна, здравствуйте! Рад, что пригодилась информация.

      Удалить
  5. Доброе утро! Вячеслав Валерьевич, всякий раз с большим удовольствием читаю вами опубликованные интернет-статьи и подчерпываю для себя много полезной и интересной информации. Музыкально-дидактические игры многофункциональны, интересны и их можно использовать как с детьми общеразвивающих групп, так и с детьми с ОВЗ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Афанасьевна, здравствуйте! Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель музыкально-дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их музыкальные способности.
      Поскольку в дидактических играх задачи музыкального воспитания сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Спасибо за очень интересную статью. Она действительно будет полезна любому воспитателю. Обязательно воспользуюсь советами из вашей статьи. Удачи и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Васильевна! Всегда рад помочь. Есть большая картотека музыкально - дидактических игр по сюжетам сказок, если Вам интересны могу скинуть.

      Удалить