Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

вторник, 29 октября 2019 г.

Применение здоровьесберегающих технологий мелодекламации и ритмодекламации на музыкальных занятиях в ДОО

В дошкольной педагогике эти формы здоровьесберегающей технологии стали применять недавно.
Мелодекламация (от греческого melos - песнь, мелодия и латинского declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (главным образом стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении.
Ритмодекломация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекломации – это, прежде всего развитие музыкального поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Использование данных технологий позволяет мне работать над формированием правильного выдоха, высоты и силы голоса, его интонационной выразительности. Дает возможность сформировать восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, логического и словесного ударения, ритмических и слогоритмических структур.
Как вы понимаете, что новые формы здоровьесберегающих технологий: мелодекламация и ритмодикломация интересна, доступна и своевременна для детей дошкольного возраста, т. к. в настоящее время каждая семья посещает детский сад по своему графику: кто – то посещает кружки, у кого есть возможность и желание – сидят дома, многие приходят с улицы и вливаются в коллектив детей посредине года.
Если коллектив детей меняется, то из группы хорошо поющих детей коллектив превращается из поющего в декламирующий. Так что эта форма технологий в дошкольное образование пришла своевременно. Эти технологии - мелодекламация и ритмодекламация, очень интересны, т. к. во время их исполнения мы учим ребёнка координировать: речь, слух, мелкую моторику рук и координацию движений, т. е. свою задачу по музыкальному развитию детей мы выполняем.
Дети - дошкольники живут и развиваются в мире фантазий и игры. Их всерьез захватывает то, что можно увидеть и услышать. Поэтому при помощи мелодекламации можно легко и весело учить и учиться радостно и увлеченно играя.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания.-М.,1989
2. Морозов Павел Журнал «Самиздат»,«Заметки о мелодекламации»,-М.,2013
3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»-Киев 1974
4. Волков-, Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; , Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. . 1973—1982.

8 комментариев:

  1. Доброе утро, Вячеслав Валерьевич!
    Совершенно с Вами согласна.
    Мелодекламация и ритмодекламация - непременное условие современного педагогического мастерства.
    Только научив ребенка чувствовать музыку, возможно научить его петь.
    И огромное внимание необходимо уделять разработке дыхания, распевкам, скороговоркам.
    Работать с детскими коллективами непросто, но очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Простите, что так поздно отвечаю, возникли проблемы с интернетом, не было доступа. Но теперь я вновь в сети и могу ответить на комментарии. Регулярное использование мелодекламаций способствует развитию ритмической структуры звуковой среды, развивает в детях чувство ритма, музыкальность, эмоциональную компетентность, внимание, память, ассоциативное мышление и воображение.Также, мелодекламация помогает на утреннике ребенку ярко и выразительно под музыкальное сопровождение рассказать стихотворение.

      Удалить
    2. Да, мне тоже всегда нравилось, когда дети читали стихи, а фоном звучит тихая музыка.
      А по какому принципу Вы выбираете мелодии для мелодекламирования?

      Удалить
    3. Здравствуйте!Стараюсь дать свободу выбора ребенку, какой музыкальный фон ближе по душе. Чтоб ребенок чувствовал себя уверенным.

      Удалить
  2. Доброе утро,Вячеслав Валерьевич, это просто замечательно. что вы взяли "на вооружение" такие развивающие программы как мелодекламация и ритмодекламация. Регулярное использование мелодекламаций и ритмодекламаций способствуют налаживанию межполушарных связей, тем самым улучшают работу головного мозга, стабилизируют нервную систему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер! Совершенно верно, думаю эта тема актуальна на сегодняшний день.

      Удалить
  3. Добрый день! Приёмы,о которых рассказано в статье, очень актуальны не только для развития детей групп общеразвивающей направленности.Они помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Зачастую, у этих детей, помимо нарушений звукопроизношения и нарушений слоговой структуры, отмечаются проблемы с речевым выдлхом, темпом и ритмом. Спасибо за познавательную статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Николаевна, добрый день! Думаю, мне как музыкальному руководителю будет полезно записаться к Вам на консультацию. Получить новые и полезные знания.

      Удалить