Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

суббота, 26 октября 2019 г.

Шпаргалка . Способы и приемы игры на ложках

Добрый вечер, уважаемые гости блога! По просьбе моих любимых воспитателей хочу воспользоваться и поделиться опытом, который перенял у Ирины Михайловны Новоскольцевой - почетного работника образования России, лауреата премии мэра г. Санкт-Петербурга, эксперта по музыкальному воспитанию, соавтора программы по музыкальному воспитанию "Ладушки".
Данное сообщение будет использоваться как шпаргалка для того чтобы возобновить полученные знания на мастер – классе по теме: "Развитие музыкальных способностей воспитателей ДОО посредством игры на деревянных ложках". 
Приемов игры на ложках немного, но при различных способах одни и те же игровые приемы исполняются по-разному, и создается впечатление, что их существует множество. Прием игры на ложках – это специфическое звукоизвлечение, выполняемое определенным движением руки, от которого зависит характер прикосновения ложек к ложкам или к корпусу исполнителя. В итоге слышатся то одиночные, то дробные удары.
Существует восемь способов игры на ложках, но если кто - то заинтересуется и хотел бы узнать развернутую информацию, то вы можете пройти по ссылки на методическое пособие преподавателя Губинской ДШИ, заслуженногоработника культуры России Александра Николаевича Осипова.
Итак, вернемся к знаниям: 
Первый способ – используется одна пара ложек. Две ложки, обращенные друг к другу тыльными сторонами головок (детям говорим «спинками»), держат в правой руке за концы рукояток («ножки»). Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчетом, чтобы головки ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.
В работе с детьми дошкольного возраста мы назвали этот прием "молоточек".
Такой способ называют "хлопками", так как ложки во время удара касаются левой руки или другой точки корпуса своей открытой стороной, совершая как бы хлопок, после чего уже по ней (амортизируя) ударяет другая ложка, зажатая выше через палец в этой же руке. В этом способе удары совершаются парой ложек о плечи, колени, ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки.
Более модернизированный и в какой-то степени облегченный вариант этого способа представляют спаренные ложки – концы рукояток пары ложек соединены между собой (не жестко). Можно использовать кусочек поролона, проложенный между рукоятками ложек и закрепленный липкой лентой. В этом случает ложки у же не разделены между собой указательным пальцем, и кисть расслаблена и более подвижна. Приемы игры выполняются легче и четче. 
Приемы игры 1-го способа:
Удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло, скольжение, большая дробь, малая дробь.
Хлопок – простейший из всех приемов. Выполняется ударом парой ложек о ладонь (внешней стороне и внутренней), колено (правое и левое), другие точки корпуса исполнителя, а также по колену сидящего справа.
Хлопушка – серия быстрых хлопков, совершаемых парой ложек о ладонь или локоть левой руки и о колени ног.
Тремоло – этот прием исполняется быстрыми попеременными движениями ложек между двумя точками. Ударяя то об одну точку, то о другую, ложки колеблются с довольно большой частотой в постоянном ритме.
Большое тремоло – исполняется с применением ладони левой руки (или локтя) и какой-либо другой точки корпуса – колена, плеча. В этом случае ложки тремолируют между ладонью и коленом, или ладонью и плечом со стороны груди. Тремолируя на одном из колен, вместо ладони левой руки может быть использован локоть. Большое тремоло исполняется и в промежутке между колен: при этом левая нога пяткой ставится на носок правой, а ложки тремолируют в наибольшем пространстве, образовавшемся между ногами.
Малое тремоло – это прием исполняется теми же движениями ложек, но в гораздо меньшем пространстве. Здесь ложки тремолируют между большим пальцем и всеми остальными пальцами кисти левой руки. Кисть приобретает форму, как если бы сжимала яблоко. Ложки тремолируют легко и быстро. Сила звука здесь гораздо слабее, нежели в большом тремоло. Исполняя малое тремоло, руки могут находиться вверху над головой, слева или справа от корпуса исполнителя, а также перед ним.
Скольжение – пара ложек делает скользящее движение по складкам одежды на груди. Движение имеет вертикальное направление. Рука с ложками делает скользящий удар по левому предплечью и далее ложки быстро скользят вниз по направлению к одному из колен. Ложки во время скольжения касаются одежды ребрами головок и, цепляясь за складки одежды, издают дробное звучание.
Большая дробь – исполняется тоже скользящим ударом парой ложек, но уже по ладони левой руки и коленям ног. Здесь движение правой руки с ложками имеет горизонтальное направление – слева направо. Движение размашистое, а дробное звучание ложек довольно громкое и четкое.
Малая дробь – выполняется более коротким скользящим ударом ложек по растопыренным пальцам левой руки. Получается дробь меньшей силы звучания. Движение вертикальное.

Второй способ игры на ложках основан на первом. 
Ложки желательно иметь спаренные. В игре этим способом участвуют же две пары ложек в каждой руке. Ложки в каждой руке держатся как в 1-ом способе. Суть заключается в том, чтобы продемонстрировать игру обеими парами ложек одновременно. Каждая пара ложек попеременно совершает хлопки по противоположной руке (у запястья), затем по колену. После чего идет серия быстрых ударов обеими парами ложек о грудь и колени.
Приемы игры 2-го способа: Двойной хлопок, встречный удар, двойная хлопушка, двойное скольжение, двойное тремоло (большое), двойная дробь (большая, малой дроби здесь нет). Суть этого способа заключается в исполнении обеими парами ложек одновременно. Каждая рука с парой ложек может исполнять те же приемы, что и в первом способе.
Двойной хлопок – исполняется двумя парами ложек (одновременно) по коленям, груди или ступням ног.
Встречный удар – удар одной пары ложек о другую головками.
Двойная хлопушка – исполняется в тех же ритмах, что и в 1-ом способе. Попеременные удары обеих пар ложек по груди или коленям или чередование каждой пары ложек о противоположную руку (по запястью) и об одно из колен.
Двойное скольжение – выполняется так же, как в 1-ом способе, т. е. ложки скользят сверху вниз по груди к коленям (быстро).
Двойное тремоло – выполняется обеими парами ложек, как и двойная хлопушка. Этот прием выполняется не одновременными ударами обеих пар ложек, а быстрым чередованием ударов одной пары, затем другой.
Тремоло – тремолируя, ложки движутся по груди или ногам вниз или вверх. Часто тремоло заканчивается четким ударом о грудь, колено или ступню ноги и даже о пол (если ложки прочные).
Двойная дробь – выполняется одновременно обеими парами ложек. Делается скользящий удар по коленям двумя парами ложек в разные стороны, т. е. левая пара начинает удар по правой ноге и скользит далее по левой, правая пара, наоборот, начинает движение слева направо. В этом способе иногда дробь выполняется оной парой ложек.

Третий способ. В игре участвуют три ложки. В левую руку берут две ложки, чтобы рукоятка («ножка») одной из них поместилась между большим и указательным пальцем, а второй – между средним и безымянным (описание Н.И. Привалова). Концы рукояток направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в ее углубление вкладываются пальцы: средний, безымянный и мизинец. Сжимая и разжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одного о другое. В правой руке держат третью ложку, и ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклости первых двух ложек. Если имеется четвертая, большая ложка, то она затыкается рукояткой за голенище сапога или за кушак и по ней время от времени ударяют ложкой, находящейся в правой руке. Одиночной ложкой выполняют также прямые и четкие удары по головкам двух ложек и по рукояткам.
Приемы игры 3-го способа:
Удар и хлопушка – совершаются одиночной ложкой, находящейся в правой руке, по двум ложкам в левой руке, а также по ложкам за кушаком, в коленях, за голенищем сапога.
Дробь – исполняется скользящим ударом одиночной ложки по головкам ложек: а) находящихся в левой руке; б) находящихся за кушаком.
Тремоло – левая пара ложек раздвинута, т. е. кисть раскрыта и находится в вертикальном положении так, чтобы парные ложки были одна над другой, а одиночная ложка тремолирует в пространстве между их головками (спинками).

Четвертый способ. Игра на двух парах ложек. Правая рука держит ложки так же, как в третьем способе левая рука. Сжимая и разжимая кисти рук, совершаются удары. Этим способом можно исполнять различные ритмы, как бы имитируя игру на кастаньетах. Часто делаются взаимные удары одной пары ложек о другую. Во время игры обе руки с ложками могут совершать движения в самых различных направлениях. Используя этот способ игры, исполнитель имеет возможность аккомпанировать своему танцу.

Приемы игры пятого способа:
Встречный удар – выполняется встречным движением – ударом одной пары ложек о другую.
Дробь – выполняется скользящим ударом одной пары ложек о другую выпуклыми сторонами полушарий.

Шестой и седьмой способы трудны для детей дошкольного возраста. Он более приемлем для старших детей, а в основном для профессионалов.

Восьмой способ. Здесь резонатором является левая ладонь. Левая рука держит ложку емкостью к ладони. Раскрывая и закрывая ладонь, меняют объем пространства между ложкой и самой ладонью, при этом по этой ложке отстукивают правой ложкой. Звук, издаваемый таким образом, меняет окраску и высоту. Повышение звука происходит при раскрытой ладони, а понижение – при закрытой. Мелодизация ритма происходит путем сжатия и разжатия ладони. Обе руки во время игры могут совершать различные движения (круговые и прочие).

Способы и приемы игры на ложках, которыми могут овладеть дети дошкольного возраста:
- "Тарелочки" - держа ложки в каждой руке за черенки («ножки»), повернуть их друг к другу выпуклой стороной («спинка»). Невысоко поднимая то одну, то другую руку, выполнять скользящие движения.
- "Солнышко" - выполнять круговые движения четвертными длительностями справа, наверху, над головой, слева и внизу, перед грудью. Усложнение: то же самое восьмыми длительностями.
- "Лошадка" - в левую руку положить ложку на ладонь, выпуклой стороной вверх и выполнять легкие удары поочередно по "спинке", по "ножке". Вариант: ложку держать высоко слева – удары в определенном ритме, затем перевести вправо – тот же ритмический рисунок.
- "Молоточек" - в правой руке две ложки. Одна зажата между указательным и большим пальцами, другая между указательным и средним, "спинка" к "спинке". Держать умеренно крепко. Выполнять удары по ладони левой руки, по коленям, по левому плечу, по колену сидящего рядом ребенка или по его спине. В положении сидя выполнять удары по вытянутой правой ноге, начиная с носка, потом по бедру, по животику, по вытянутой вверх левой руке, делая акцент по ладони левой руки. Выполнять то же самое, начиная с левой ноги.
Используя этот способ, можно играть на спаренных ложках.
- "Потолочек" - две ложки в правой руке. Левая рука слегка отведена вправо. Выполнять удары по правому колену и по ладони снизу. То же самое – по левому колену и по ладони снизу.
- "Ключ" - удары по левому плечу, по правому колену, по внутренней стороне стопы левой ноги, по ладони левой руки.
- "Лягушка" - одна ложка зажата между большим и указательными пальцами, ложка "спинкой" вверх, другая между указательным и средним, ложка "спинкой" вниз. Ложки держать параллельно друг другу. Большой палец придерживает одну ложку внизу, остальные в ковшике другой ложки. Опуская и поднимая пальцы, ложки соприкасаются и разъединяются. Получается удар. Выполнять это упражнение правой и левой рукой, а также двумя руками одновременно, приговаривая «ква-ква». Руки с ложками держать на уровне плеч.
- "Поцелуйчики" - в каждой руке по две ложки (прием "лягушка"). На "раз-два" стукнуть ложками два раза, руки на уровне плеч, на "три" - выполнить скрестное движение (правая рука с ложками сверху) и стукнуть четырьмя ложками друг о друга ("поцелуйчик"), на "четыре" - то же самое, только левая рука сверху.
- "Лягушка и комарик" - скользящий удар. Две ложки держать в левой руке, одна в правой. На «раз» выполнить скользящий удар одной ложкой по краю верхней ложки, потом по краю нижней ложки в левой руке, которые сразу же соприкасаются в ударе друг о друга. Удары можно выполнять к себе и от себя.
Вариант: на "раз" выполнить скользящий удар , на "два" -стукнуть ложкой по черенку нижней ложки в левой руке, на "три" - стукнуть по черенку верхней ложки, на "четыре" - правую руку с ложкой отвести вправо-вверх – "пауза".
- "Тремоло" - левая пара ложек раздвинута, кисть раскрыта и находится в вертикальном положении так, чтобы парные ложки были одна над другой, а одиночная ложка тремолирует в пространстве между их головками. (Тремоло – итальянское слово "tremolo" означает "дрожащий"). В музыке этим термином называют очень быстрое повторение одного и того же звука. 
Освоение игровых способов и приемов является важным в достижении мастерства игры на ложках. Вначале изучаются и отрабатываются приемы первого игрового способа, затем второго и т. д. Основными и наиболее сложными являются первый и третий, остальные – производные от них. Отработка каждого приема должна проводиться как без аккомпанемента, так и с сопровождением. 
Владение различными приемами игры на ложках помогает в развитии чувства ритма, координации движений, слаженности исполнения в ансамбле.

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Рада знакомству с вами и вашим блогом. Очень интересная тема в этом сообщении. Никогда не думала, что игра на ложках такая разнообразная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Мало того, что она разнообразна, но еще и увлекательна. Завораживает, как детей, так и взрослых.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич! Спасибо Вам за Вашу работу! За информацию, буду применять на практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо Вам, что частенько посещаете блог и всю информацию применяете в работе с детьми и родителями. Это чувствуется. Заметны изменения и виден результат. Успехов в работе!

      Удалить
  3. Добрый день,Вячеслав Валерьевич!Спасибо большое за мастер-класс,я рада что научилась играть на деревянных ложках.Деревянные ложки самый простой инструмент русского народа. И может быть пока мы и наши дети играют на ложках, не оборвется та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень здорово! Юлия Анатольевна, спасибо Вам за то, что приняли участие в мастер – классе и продолжаете заниматься в ансамбле ложкарей на базе детского сада. Творческих успехов!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Приёмов игры на ложках много, но, если учесть, что при различных способах одни и те же игровые приёмы исполняются по-разному, создаётся впечатление, что их существует великое множество. Очень хочу попасть на Ваш семинар-практикум! Пригласите меня, пожалуйста:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Васильевна! С радостью Вас встречу в нашем ансамбле, поделюсь знаниями. А после ансамбль покажет свое выступление – на концерте, празднике, на мероприятии для детей и родителей. Выступление – это всегда уникальная возможность продемонстрировать не только умения конкретного исполнителя и ансамбля в целом, но и сплотить коллектив во время творческо-показательной деятельности. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит радость!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич!
    Это просто поразительно, как у Вас получилось простыми словами пояснить технику игры на ложках.
    С Вашего позволения, я покажу этот пост нашему худруку.
    Я немного умею играть на ложках, но вот названий не знала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо большое. С большим удовольствием буду рад знакомству с Вами и перенять опыт у Вас и у художественного руководителя.
      В 21 век необходимо совершенствоваться, получать новые знания, идти в ногу со временем, быть совершенным. Ведь так человек может добиться больших результатов.

      Удалить
    2. И тем ценнее, что наряду с высокими технологиями не забывается исконно русское - владение игрой на ложках, трещотках, гуделках.
      Спасибо, что прививаете детям любовь к народным инструментам.

      Удалить
    3. Народное творчество для меня играет большую роль с раннего детства. Стоит только услышать задорную песню, как я уже на месте не могу усидеть.

      Удалить
  6. Вячеслав Валерьевич, приветствую вас и благодарю за интересную рубрику! Игра на деревянных ложках очень увлекает и привлекает внимание зрителя!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте! Буду рад пополнению в нашем ансамбле.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич!Спасибо большое, очень познавательно и полезно! Узнала много нового!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте Вячеслав Валерьевич, спасибо за интересную статью. Извлекла для себя много полезной информации. Спасибо за вашу работу, ваш блог всегда приятно читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера Леонидовна, здравствуйте! Спасибо, за теплые слова. Хотелось чтобы и вы приняли активное участие в развитии ансамбля, а не только в качестве постоянного, любителя зрителя.

      Удалить
  10. Вячеслав Валерьевич! Добрый день!
    Спасибо Вам за такую интересную и познавательную статью!!!
    Я согласна с Вами, владение различными приемами игры на ложках помогает в развитии чувства ритма, координации движений, слаженности исполнения в ансамбле!
    Интересно быть не только участником такого ансамбля, но и зрителем!!!

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый вечер, Вера Ивановна! Овладение ложками начинается с изучения простейших способов игры на них. Если просмотреть методические материалы, рекомендуемые по освоению ложек как музыкального инструмента, то можно прийти к заключению, что почти каждый автор приводит собственное количество приемов и способов игры на них. Необходимо выучить основные приёмы игры на ложках и тогда результат будет колоссальный. Рад буду видеть Вас в нашем ансамбле. Все участники доброжелательны, поделятся навыками и расскажут свои интересные истории как у них не получалось и как достигли результата.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Спасибо вам за мастер-класс, за то, что научили играть на ложках. Это действительно очень интересно. С удовольствием делюсь теперь своим опытом и другим советую попробовать свои силы в таком мастерстве.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Юлия Васильевна! Приятно, что Вам понравилось. Видя результат и сияющие глаза воспитателей и младших воспитателей, вдохновляюсь на новые идеи. Будем воплощать совместно и привлекать как можно больше родителей в творческое развитие...

    ОтветитьУдалить