Я приветствую всех, кто интересуется этим удивительным феноменом – человеческим голосом.
Немного об авторе и его книге. Думаю моим молодым коллегам и любителям петь, обязательно пригодится…

Сотни учителей музыки и хормейстеров в России и за рубежом используют фонопедический метод развития голоса. Десятки тысяч детей, подростков и взрослых ежедневно поют необычные, кому-то забавные, а кого-то странные упражнения Системы Емельянова.
В этой книге автор метода известный учитель-исследователь предлагает своим коллегам, ученикам и всем, кто интересуется пением, хочет иметь здоровый, сильный и выразительный голос - всю необходимую информацию для того, чтобы самому разобраться в том, что же это такое - певческий голос и начать самостоятельную работу по его развитию и совершенствованию.
В этой книге автор метода известный учитель-исследователь предлагает своим коллегам, ученикам и всем, кто интересуется пением, хочет иметь здоровый, сильный и выразительный голос - всю необходимую информацию для того, чтобы самому разобраться в том, что же это такое - певческий голос и начать самостоятельную работу по его развитию и совершенствованию.
Система взглядов, метод и школа, созданные В. В. Емельяновым работают на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Книга может представлять интерес для самого широкого круга читателей, чья деятельность так или иначе связана с голосом.
В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
Книга может представлять интерес для самого широкого круга читателей, чья деятельность так или иначе связана с голосом.
В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
Структура объединяет три цикла упражнений:
1-й цикл - «Артикуляционная гимнастика»
2-й цикл - «Координирующие интонационно-фонетические упражнения»
3-й цикл - «Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)»
Если ребенок не посещал дошкольные учреждения, где есть вероятность воздействия на него методами, развивающими эмоциональную сторону личности и ее проявления, в том числе голос, то в школьном возрасте могут быть трудности на уроках музыки с восприятием пения как эмоционально мотивированного процесса. Эти трудности с взрослением усугубляются. Но и с приходом в школу возможна коррекция голосообразования и речи ребенка технологией, предусматривающей творческий компонент. Для учителя музыки введение учащихся на начальном этапе в вокально-хоровую работу, в том числе решение проблемы «гудошников», можно рассматривать как перевод спонтанных голосовых проявлений на осознанный целенаправленный уровень, т. е. в элементарное голосовое музицирование. Осваивая игровые упражнения домузыкаль-ного уровня, учитель косвенно формирует элементы вокальной культуры, заложенные в системе упражнений всех уровней - от начального до высшего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Лань, 2007. 192 с.
2. Емельянов В. В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. СПб.: ЛОИРО, 1998. С. 37-39.
3. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Развивающие голосовые игры: Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы Фонопедический метод развития голоса. Тюмень: Тюм ГУ, 2005. 40 с.
Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич!
ОтветитьУдалитьВсегда полезно изучать опыт профессионалов.
Начинать музыкальное развитие ребенка с раннего детства - это великолепно.
Добрый день! Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса.
ОтветитьУдалить