Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

суббота, 14 декабря 2019 г.

Приложение - Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»


1-й цикл - «Артикуляционная гимнастика»: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность. Игровые, творческие ситуации упражнений артикуляцион ной гимнастики помогают воспитать отражение эмоциональной сферы в мимических проявлениях. 
1. Слегка покусать зубами кончик языка. 
2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад. 
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом. 
4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы. 
5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие). 
7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла. 
8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть. 
9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение. 
10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение. 
11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе. 
12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 
13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). 
14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 
15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц. 
16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови. 
17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз. 
18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится». 
19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот. 
20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»).
Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место. 
21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П. 
22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища. 
23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании. 
24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании. 
25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании. 
26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании. 
27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание. 
2-й цикл - «Координирующие интонационно-фонетические упражнения»: знакомство с наличием разных голосов (режимов работы гортани) с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями; освоение приемов метода в домузыкальном варианте; осознание интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, приемами метода, эмоционально-образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи виде; произвольная связь режимов работы гортани, интонации и энергетики с речевыми заданиями. 
№ 1.«Котик» (штро-бас) 
Котик запрыгнул ко мне на колени, 
Громко урчит, развалился в лени. 
Я осторожно чешу за ушком, 
Ласково глажу урчащее брюшко. 
№ 2. «Страшная сказка» 
Абстрактный вариант: 
Конкретный вариант: 
У 
УО 
УОА 
УОАЭ 
УОАЭЫ 
СЛУШАЙ… 
СЛУШАЙ ШОРОХ… 
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… 
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… 
СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. 
Ы 
ЫЭ 
ЫЭА 
ЫЭАО 
ЫЭАОУ 
ВЫШЕ… 
ВЫШЕ ВЕТЕР… 
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… 
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… 
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО. 
№ 3. «Канючим» 
Абстрактный вариант: 
У! 
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ 
Ы! 
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ 
№ 4. «Попрошайка» 
Конкретный вариант:  ходит, ходит попроШАЙКА, 
х х х х х х 
просит, просит попроШАЙКА. 
х х х х х х 
дайте, дайте попроШАЙКЕ, 
х х х х х х 
всё, что просит попроШАЙКА! 
х х х х х 
№4. «Вопросы – ответы» 
Абстрактный вариант: 
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы 
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы 
«Жираф» 
Конкретный вариант: 
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос? 
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост? 
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы 
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы! 
№ 5. «Бронтозаврик» 
Абстрактный вариант: 
У! У! У! У! У! 
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ 
Ы! Ы! Ы! Ы! Ы! 
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ 
Конкретный вариант: 
КТО- О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ 
НО- ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ 
ГО- ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ 
ХВО- ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ 
№ 6. «Бегемот» 
Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР] 
Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР] 
Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР] 
И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР] 
№ 7. «Винни Пух и Пятачок» 
Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: аА 
Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а 
№ 8. «Губной вибрант» 
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы 
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы 
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы 
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы 
№ 9. «Выдувание» 
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У) 
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У) 
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У) 
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У) 
№ 10. «Слоник» 
Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n] 
Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n] 
Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n] 
Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n] 
3-й цикл - «Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)»: активизация всей голосообразующей системы, в том числе центральной ее части - соответствующих отделов центральной нервной системы. Включение механизмов голосообразования генетически заложенных эволюционным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций. Выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса. Произвольная имитация различных голосовых сигналов доречевой коммуникации, их осознание и фиксация резонаторных, слуховых, вибрационных, энергетических и эмоциональных ощущений, которые их вызывают и которыми они сопровождаются. 
№ 1. «Буквоежка» 
[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
№ 2.  1) Греть руки дыханием. 
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h. 
3) [A]h [A]h [A]h [A]h 
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A 
5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х 
6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff) 
7) «Крик» 
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!! 
Шёпот… крикнуть 
8) «Крик — вой» у! 
[А]А!!! П 
9) «Волна» с воем»: у! 
Х х х А х х х А х х х А П П х х х 
10) «Крик — вой — визг»: а!!! 
у 
[A]A 
11) «Волна» с «Криком чайки»: 
а![A]a![A]a![A]a! 
у! 
х х х А х х х А х х х А П П 
№ 3. «Песенка про смех» 
Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А 
Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А 
Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А 
И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А 
Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А 
Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А 
Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а 
Упражнения РГИ расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и формы их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму (в описании упражнений - конкретный и абстрактный варианты). Время урока, затрачиваемое на упражнения I уровня, может не превышать 3-5 минут.

2 комментария:

  1. Здравствуйе, Вячеслав Валерьевич!
    Это просто потрясающая разминка.
    С удовольствием попыталась проделать все упражнения, больше, конечно, веселилась.
    Это очень забавно, и, несомненно, интересно детишкам.
    Спасибо за то, что раскрываете свои секреты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Такие упражнения, распевки "разогревают" певческий аппарат, с их использованием легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.

      Удалить