Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к смазанности речи.
Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.
Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.
Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных задатков ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх.
Полезно использовать при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инструменты со звуками неопределенной высоты.
Методы и приемы.
Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.
Наглядно-слуховые приемы включают:
- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.
- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
Наглядно-зрительные приемы:
- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;
- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;
- показ педагога с утрированными ошибками;
- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.
Словесные методы:
- Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии
- Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.
-Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
-Сюжетные рассказы, пояснения, беседы. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.
Практический метод, или метод упражнений.
Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.
Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.
Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.
Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Используемый источник:
1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
3. Теплов, С. А. Психология музыкальных способностей. — М.: 1985.
Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич.
ОтветитьУдалитьВы поднимаете очень интересные темы.
Да, сейчас проблема: дети не усваивают информацию на слух.
Как говорится "пролетает мимо ушей")))
Зато поиск информации в интернете доведён до совершенства.
УдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна! Хорошо, что есть всегда под рукой интернет. Много интересной информации мы черпаем, но хочется все то, что мы узнаем воплощать в реальном мире, в работе и в повседневной жизни. Чтобы труды великих ученых не пропали зря.
Светлана.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Вячеслав. Спасибо,что делитесь опытом с коллегами. Это очень полезно.
Добрый день! Всегда рад поделиться интересной информацией.
УдалитьОчень важно, чтобы такие детки во время занятий всегда были в комфортных условиях.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Лидия Фирсовна.
Здравствуйте! На музыкальных занятиях всегда интересно. Дети с радостью приходят заниматься. Подготовить очередной номер для праздника.
УдалитьВот что мне нравится в ваших научных постах , Вячеслав Валерьевич , так это то , что вы всегда указываете использованные источники . Всегда есть возможность для интересующихся прочитать более подробную информацию . Марина
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Марина! Благодарю. Возможно в своих постах, не до конца раскрываю тему... И что бы читателям было более подробно, могут обратиться к другим источникам. Чтобы долго не искать, указываю сразу.
Удалить