Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии не только высших психических функций, но и эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы и познавательной, т. е. снижением знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому при работе с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкантов.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах, осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Музыкально-коррекционное занятие - это специальное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Эти занятия являются своеобразным итогом коррекционно - педагогической и музыкально - воспитательной работы с детьми за определенный период.
В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.
Каждое занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно - игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями и заданиями.
В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.
Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич.
ОтветитьУдалитьРабота с необычными детьми всегда требует особой подготовки, и тем важнее результат.
Спасибо, что посредством музыки Вы помогаете детям обрести знания.
Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Спасибо что интересуетесь нашей работой. Таких деток мы ласково между собой называем СВЕТЛЯЧКИ. Милые и добрые.
УдалитьТем, кто работает с детьми ЗПР надо при жизни памятник ставить. Это сколько же труда надо прилагать постоянно. А родители вам помогают?
ОтветитьУдалитьМария Степановна.
Добрый вечер! Конечно, основной целью является Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках. На утренниках дети совместно с родителями показывают музыкальный номер.
УдалитьСпасибо ,Вячеслав Валеоьевич ,что делитесь опытом .Это очень важно и для родителей ,и для педагогов .Светлана Р .
ОтветитьУдалитьДобрый день, Светлана! Почему важно делиться своими знаниями и опытом? Не зря говорят “учись уча”. И я стараюсь с гостями блога делиться новым материалом.
УдалитьАктуальная информация. Может пригодиться многим. Спасибо. Морозова С.П.
ОтветитьУдалитьДобрый день! Спасибо и Вам. заходите почаще к нам в гости.
Удалить