Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию детей, помогает раскрепоститься, развивает коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащая внутренний мир ребёнка.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.
В руках взрослого кукла - помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.
На первых порах педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль. Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.
Воспитатели младшей и средней группы для своих воспитанников с большим азартом показали кукольные спектакли, русских народных сказок "Репка" и "Колобок". Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые. Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: она состоит из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала. В экспозиции, как правило, повествуется о каком-либо
незначительном событии: дед сажает репку, баба печет колобок и т. п. Событие, о котором говорится в экспозиции, не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально. В основе кумуляции (цепи) лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может быть мотивировано и внутренне необходимо, как в сказке «Репка», где для достижения цели нужно создать цепочку разных персонажей и соединить их усилия, однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда.
Кумулятивная сказка «Колобок», где строится цепочка из нескольких звеньев в строгой причинно-следственной связи, формируют логическое мышление детей, активно совершенствуют их память. В подобных сказках есть еще одна сторона, особенно эмоционально воспринимается детьми,- абсурдность сюжетных коллизий, «апофеоз нелепости», как бы вывертывание наизнанку привычных вещей, отношений. Но чем смешнее и нелепее обрисованный мир, тем значительнее и ценнее в глазах ребенка правильный мир...
Люблю театр!
ОтветитьУдалитьПомню, когда работала в детском саду (№130 "Светлячок"), мы часто сами делали кукольные представления для детей. Сами писали сценарии, делали куклы, декорации.
А детям было очень любопытно угадать, кто из воспитателей говорит каким голосом.
Мы даже "угадайку" делали.
Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Для меня самое главное, чтоб от того, что происходит ребенок, получал добро. Мне важно и полезно слышать от Вас отзывы, замечания, предложения. Благодаря этому я могу развиваться, а значит, что музыкальная гостиная становится еще более теплой и душевной.
УдалитьОчень интересная информация! Спасибо за то, что вы делаете!
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо за отзыв. Вашу семью я тоже благодарю за теплый прием. Теперь понимаю, чем в плане организации пространства отличаются спектакли в больших залах и в групповых помещениях.
УдалитьЗдравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Огромное спасибо за прекрасно проведённые мероприятия. Ведь театр развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почётное место рядом с музыкой и изобразительной деятельностью.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Васильевна! Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.
УдалитьНа психологическом уровне куклы во многом способствуют и помогают направлять и корректировать личностно-ориентированное развитие, избавляя ребенка от стресса, фобий.
Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.
Здравствуйте Вячеслав Валерьевич! Замечательный кукольный театр, спасибо Вам!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена! Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес. Я рад, когда ребенок счастлив!
УдалитьЗдравствуйте. Интересный материал, обязательно использую в своей работе!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Играя с куклами, ребенок проецирует то, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все ответственность несет кукла, а не он сам. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами.
УдалитьОтличная тема, которая требует особого внимания! Кукольный театр способствует познавательному, речевому и эстетическому развитию детей, воспитывает усидчивость и уважительное отношение друг к другу.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер! Совершенно верно, Светлана Афанасьевна. Используйте в своей работе как можно чаще куклы, у Вас очень замечательная профессия. Благодаря Вам, дети учатся правильно формулировать свою мысль, четно произносить слова, звуки.
УдалитьДобрый вечер Вячеслав Валерьевич! Вы правы, что кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! В развитии игры, а следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное — быть ближе к своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть. Советую всем родителям по возможности приобрести детям мини кукольный театр для дома и в свободное время ставить миниатюры со своим ребенком.
Удалить