Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

среда, 10 ноября 2021 г.

Музыкальное развитие ребѐнка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы.

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого.
От жизнерадостности, бодрости детей 
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, 
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ограниченными возможностями, то в будущем они будут воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Детский церебральный паралич- полиэтиологическое заболевание, возникающее вследствие поражения мозга под воздействием вредоносных или эндогенных факторов в момент родов, или в первые годы жизни, или во внутриутробном развитии.
Он проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. 
Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функцией других анализаторных систем (слуха, зрения, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием.
Физическое развитие ребенка с ДЦП грубо нарушено вследствие двигательных нарушений различного характера и степени тяжести. Снижается скорость двигательной реакции, сила, точность, апплитуда движений вплоть до апраксии. Иногда наблюдается персеверация, каждое новое движение с трудом включается в двигательный стереотип. Этому также способствует слабая мотивация к деятельности.
Коррекционная работа основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь. Сложность заключается в том, что каждый из этих компонентов в определенной степени не может соответствовать нормам выполнения детьми с ДЦП.

Первый компонент основы - движение.
Если рассматривать первый компонент - движение, то следует отметить, что в структуре дефекта при ДЦП нарушение двигательных функций является первичным, представляющим собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, ригидность, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкенезии не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы - музыка.
С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении.
С другой стороны, одним из выразительных средств в музыки являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для детей с ДЦП . Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления, Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП, поэтому ряд общепринятых упражнений может усилить спастичность мышц.

Третий компонент основы - речь.
В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается.
Что при ДЦП наряду с нарушением опорно - двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения, такие, как дизартрия, анортрия, заикание. Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогинеза, проявляющимся как в виде обрат нарушений, так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общее недоразвитие речи).
Выполнение заданий, включающих речевой материал, требует индивидуализации.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы?
А разрешить эту проблему можно занимаясь с детьми логоритмикой.

Содержание и дидактические приёмы логоритмической работы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций.
В зависимости от локализации нарушения мозга при различных формах ДЦП отмечаются различные нарушения двигательной системы, особые проявления речевых дефектов. При спастической диплегии поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса. Разборчивость речи снижена, голос недостаточной силы, нарушение речевого дыхания.

Методы и приемы коррекционно - развивающей работы
Исходя из огромной важности в познании пространства двигательной активности ребенка, вся методика коррекционной работы должна быть основана на передвижении детей всеми доступными для них способами. В связи с этим в качестве основных методов мы предлагаем использовать: 
-Гимнастические упражнения;
-Подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов;
-Подвижные игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы); -Подвижные игры с правилами.

Учитывая направления коррекционной программы, мы предлагаем 4 комплекта игр: игры, направленные на ориентировку в схеме собственного тела; игры, направленные на определение местоположения предметов в пространстве; игры, направленные на определение отношений между предметами и игры, направленные на умение ориентироваться на плоскости. Однако несмотря на определенную последовательность в работе, выделение ее направлений достаточно условное, комплексы игр строго не специализированы и легко комбинируются между собой.
У детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве.
В ходе занятия создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.
Обучение ориентировке в схеме собственного тела
Важной задачей данного направления работы является обогащение практического, чувственного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое- левое, направо- налево, справа- слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширение активного словарного запаса пространственной терминологией.
Для решения поставленных задач мы предлагаем три серии игр. Первая серия направлена на ориентацию собственного тела ребенка. Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении.

Игры данного комплекса ориентированы на формирование осязания, зрительно-моторной координации.

Игра "Найди свое сердце"
Цель. Обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
Оборудование. Фломастеры красного и зеленого цвета.
Ход игры. Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Если он самостоятельно не может дотянуться до сердца, педагог помогает ему в этом, пассивно прикладывая руку к сердцу. Затем детям необходимо объяснить, что у всех людей сердце находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определял сначала левую руку, на которой преподаватель красным фломастером рисует сердце, а затем правую руку, на которой изображается, например, зеленый флажок. Следовательно, цветная картинка является зрительным подкреплением в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя. В дальнейшем будут использоваться лишь цветовые сигналы (зеленый и красный), которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.
После этого детям предлагаются игры, направленные на закрепление умения определять правую и левую руки. При затруднениях ребенку предлагается обратить внимание на рисунок, изображенный на руке.
Игра "Покажи"
Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.
Ход игры. Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем эта игра усложнялась тем, что всем игрокам, кроме ведущего, завязывают глаза. В тех случаях, когда дети не могут самостоятельно выполнить движение руками, им всегда должен помочь взрослый.

Игра "Сосед подними руку"

Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.
Ход игры. Игроки, сидя на полу, образуют круг. По жребию выбирается водящий, который садится внутри круга. Он передвигается по кругу (как может), затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!". Тот игрок, к кому обратился водящий , продолжает сидеть, не меняя положения, а оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. поднимает не ту руку или вообще забывает ее поднять, то он меняется с ведущим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был ведущим.

Таким образом, занятия музыкой могут стать эффективным методом коррек­ции речевых нарушений у детей с ДЦП. Для организации эффективных занятий музыкотерапией (вокалотерапией, обучение игре на музыкальном инструменте) необходимо создать специальные ус­ловия, соответствующие психофизическим особенностям этой категории детей. Педаго­гу необходимо учитывать клинические про­явления (форму ДЦП), а также уровень рече­вого и психического развития, то есть при проведении занятий необходимо сочетать дифференцированный и индивидуальный подход.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич.
    Даже не верится, что Вы "простой музыкальный работник" - настолько важные и серьезные темя Вы отражаете в своём блоге.
    Этот пост - настоящий кладезь знаний, очень поможет тем, у кого есть особенные детки.
    Спасибо большое, что помогаете деткам в развитии.
    Ведь все детки имеют право на детство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Воспитание ребёнка - главная задача родителей, мы всего лишь помогаем в развитии. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
      Как показывает практика, даже в благополучных семьях, или где есть особенные дети, родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
      Помните, насилие - порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить.

      Удалить
    2. Вячеслав Валерьевич, некоторые родители доводят наказания до абсурда.
      Знаю одну семью, где ребенка в наказание заставляют читать.
      Мама так и говорит: "Не слушаешься? Сегодня будешь мне вслух полчаса читать!"
      Честно говоря, я в шоке!
      А меня мама наказывала - не пускала гулять, заставляла сидеть за пианино и играть гаммы (почему то именно гаммы, а не разучивать очередную пьесу)
      До сих пор гаммы не люблю.
      Хотя это наказание было скорее не для меня, а для соседей, ибо гаммы в моём исполнении всегда звучали громко, агрессивно и напористо, особенно аккорды)))

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Воспоминания.)) Ох, уж эти гаммы. Помню, когда в детстве приходил на работу к маме. (Мама работала в музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером). Пока ученики на занятиях оттачивали гаммы, я уставал их слушать, засыпая сидя за столом. Видя сладкие сны и пуская слюнки.

      Удалить