Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

среда, 17 ноября 2021 г.

Использование логоритмических упражнений в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

...При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.
Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим и музыкальным занятиям.
Система логоритмических игр и упражнений включает в себя следующие элементы:
1.Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, целью которых является укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
2.Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения, которые помогают корректировать звукопроизношение, укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания.
3.Упражнения на развитие мимических мышц, что способствует выразительности невербальных средств общения.
4.Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук, которые помогают развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевого слуха и речевой памяти.
5.Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей. Их задача – развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
6.Коммуникативные игры и танцы, которые способствуют развитию эмоциональной сферы, позитивного самоощущения.
7.Музыкальные и музыкально-ритмические игры, которые развивают речь, внимание, чувство ритма.
8.Упражнение на развитие словотворчества, основная задача которых – расширение словарного запаса детей.
Несколько примеров упражнений:
Упражнения для развития дыхания.

Способствуют выработке диафрагмального дыхания, продолжительности, силы и постепенности выдоха, координации носового и ротового дыхания. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения. Дыхательные упражнения первое время проводятся без речи, под музыку или без неё. Они могут сочетаться с движениями рук, туловища, головы.
Дыхательное упражнение «Ветер» (у детей в руках осенние листья на ниточке ( в зимнее время – это снежинки и т.д)
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф… (выдох спокойный, ненапряжённый)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф… (активный выдох)

Фонопедические и оздоровительные упражнения развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения Виктора Вадимовича Емельянову (автор программы «Фонопедический метод развития голоса»), не только развивающие голосовые связки, но и певческие навыки дошкольников.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а….
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Шумовой оркестр (дети встряхивают коробочки «шуршалки» – «листья дрожат на ветру», ритмично ударяют по ладони – «листья опадают»)
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Пропевание чистоговорки «Лиса» (можно в дальнейшем добавить гимнастику для глаз с движениями глазами вправо – влево, вверх – вниз, закрыть глаза, поморгать глазами)
Са-са-са – вот идёт Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька - краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

Список используемой литературы:
1.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 192с.
2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 144с. (Серия «Программа развития».)
3. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья Учебно-методическое пособие Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой Москва Российский университет дружбы народов 2007 
4. Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи Позднякова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель ГБОУ г. Москвы гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника

Комментариев нет:

Отправить комментарий