Музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя или исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто. Она также может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какие-либо нарушения.
Я работаю над новым подходом к проблеме аутизма, при котором учитываются не только личность ребенка, но и серьезные эмоциональные нарушения, столь частые у детей с аутизмом, а также уровень социальной адаптации.
На сегодняшний день мы не знаем способов лечения аутизма, однако существуют методы, позволяющие свести к минимуму его последствия и изменить к лучшему поведение и жизненные перспективы такого ребенка.
Впервые в жизни, придя к детям, я почти не видел обратных взглядов, когда я пел — никто мне не подпевал, услышав звуки марша, зашагали всего трое детей из всей группы. И только звуки классической музыки им очень понравились, робкими движениями они пытались её изображать.
У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное поведение в целом. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения. Степень аутистических расстройств у детей, как правило, различная. В детском саду трудно встретить детей с одинаковыми нарушениями, а также следует учитывать, что глубина этих нарушений может колебаться в период дошкольного детства и меняться с возрастом. Как же быть педагогу дошкольного музыкального воспитания, когда к нему в зал приходят не совсем обычные дети? Может ли он что-то сделать? Способен ли повлиять на развитие таких детей? Попробуем разобраться и найти методы.
Именно музыка часто становится первым звеном принятия детьми дошкольного учреждения. Звучащий колокольчик привлекает внимание. Гармония музыки отвлекает от огорчения расставания с мамой и от нахождения в новом незнакомом помещении.
Грамотно используя музыкальную деятельность, удается открыть путь ребенку для восприятия другой информации, для обучения и коррекции. Воспитатели сопровождают игровою и образовательную деятельность живыми звуками детских музыкальных инструментов. Первая реакция на звучание музыки может быть непредсказуемой, поскольку поведение аутичных детей с точки зрения обычного человека нерационально. Музыка может подавлять активность детей, а может стимулировать. Поэтому важно отслеживать реакцию малыша на звучание музыки.
В процессе наблюдения за поведением ребенка необходимо обращать внимание на непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие.
Мне кажется важным то, что, работая с детьми, музыкальный руководитель не должен ставить перед собой цель развития музыкальных способностей. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: стимуляция речи и общения, получение эмоционального отклика на музыкальную деятельность.
Особенность работы с такими детьми состоит:
– не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
– не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
– не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Хочется отметить, что на этапе знакомства и привыкания к детскому саду не нужно добиваться включения всех детей в музыкальную деятельность. Педагог опирается на детей, чье внимание может привлечь. Музыкальный руководитель занимает сторону наблюдателя, но не пассивного — а активного и идущего за ребенком музыкальными средствами. Например, сопровождает действия ребенка музыкальным отрывком, исполняемом на музыкальном инструменте, созвучным характеру действий ребенка. Или сопровождает голосом, напевая комментарий движений малыша, при этом старается, чтобы мелодия соответствовала настроению ребенка.
Принципы построения занятий:
—принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия.
Структура занятий: 1. Приветствие как ритуал. Приход детей в класс сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Взрослый подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например, «Здрав-ствуй, Зо-я» и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо, чтобы глаза взрослого были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он — в безопасности.
2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения к действию; 3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).
4. Прощание как ритуал. Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, который происходит в начале занятия — создает атмосферу доверия для детей и настраивает их на занятие. Главный блок заданий имеет определенную этапность.
Так, на первом этапе нужно проводить музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развивая координацию движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений. На втором этапе происходит прослушивание музыки вместе с подпеванием и ритмичными движениями. Это способствует становлению коммуникации, побуждает детей двигаться в едином ритме.
Аутистичные дети отличаются от общей массы детей, у них другое восприятие окружающих, они малоэмоциональны и не выражают потребность в общении. Но, несмотря на индивидуальные особенности, они остаются детьми, а значит, педагог может и должен постараться стать их проводником в большой мир. В руках музыкального руководителя детского сада есть прекрасный педагогический инструмент развития воспитанников — это «волшебство музыки». Благодаря ему, можно проложить тропинку даже к самому закрытому детскому сердечку.
Используемая литература:
1.Альвин Дж, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. — М.: Теревинф, 2006. — 208 с.
2. Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
3. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. — М.: Академический проект: Традиция, 2004. -784 с.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
5. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. -208 с.
6. Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., Иванов Е. С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. — СПб.: Дидактика Плюс, 2004. — 76 с.
7. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 246 c.
Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич. Когда прочитала тему Вашего сообщения вспомнила про ребенка, который попал в наш детский сад с аутоподобным поведением. Любое мероприятие с шумом, музыкой заканчивалось криком. В нашем саду нет специальных групп для таких детей и педагоги работали с ним не так как со всей группой. Шумные мероприятия ребенок не посещал. Такие дети часто прячутся от шума и мне стало очень интересно как же вы работаете особыми детьми на музыкальных занятиях. Вы расписали свою методику и в моем вопросе многое стало понятно. Сколько деток к вам приходит на занятие?
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Викторовна! Наш детский сад комбинированного вида, на данный момент в группах ТНР (от 15 детей) и ЗПР (от 10 детей) веду занятия я. Плюс, одна группа общеразвивающей направленности (от 20 до 35 детей)
УдалитьЗдравствуйте, Вячеслав Валерьевич.
УдалитьЯ представляю, насколько эмоционально сложно построить и выдержать работу с особенными ребятишками.
Я понимаю, что снимать такие занятия нельзя по этическим соображениям, но очень хотелось бы увидеть хотя бы один урок.
Доброе утро, Ирина Валерьевна! В настоящее время уделяется большое внимание вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), число которых увеличивается с каждым годом.
УдалитьОдним из частых негативных проявлений профессий «эмоционального выгорания», исчезновение остроты чувств и переживаний, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы. Но в нашем детском саду у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений преобладает показатель «работа соответствует моему характеру».
Очень хорошо, когда профессионал делает свою работу с душой.
УдалитьСпасибо Вам и всем работникам детского сада!
Здравствуйте! Спасибо за добрые слова.
УдалитьНе только дети,но и многие взрослые не выносят громние звуки и суетливое поведение.Надо соблюдать баланс.Марина С.
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток, Марина! Давно известно, что с возрастом слух может ухудшаться.
УдалитьОднако, ВОЗ отмечает, что проблемы со слухом всё чаще диагностируются у молодых людей, и даже у детей.
В России нарушения слуха диагностированы более чем у миллиона детей и подростков.
Одной из возможных причин ухудшения слуха у молодежи считается воздействие громких звуков.