Уважаемые гости! Вы находитесь на авторском блоге музыкального руководителя. Я рад приветствовать всех, кому будет интересен и полезен мой блог, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.

суббота, 2 ноября 2019 г.

Авторские мелодекламации для работы с детьми дошкольного возраста. Приложение к здоровьесберегающим технологиям

Музыка (Времена года - "Октябрь" П.И. Чайковский)
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка,
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку…
Видишь, тучка в небе хмурится – будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка тоже музыка своя.
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Осенняя песнь», слайды с изображением картин осенней природы, листопада. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с осенними листочками, желтыми шифоновыми шарфиками, или покататься на осенней карусели и др. варианты игры).

Лучик (музыка "Грезы любви" Ф. Лист)
Солнца лучик золотой поиграть решил со мной.
Пробежался по лицу, задержался на носу,
Глазки мне пощекотал и куда-то вдруг пропал.
И решил я: Хватит спать! Нужно лучик мне поймать!
Вот он лучик золотой! Я держу перед собой…
Я его к себе прижму, добрые слова скажу
(Всем я лучик подарю и др. варианты)
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Солнышко родное», слайды с изображением солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с солнечными ленточками или покататься на солнечной карусели и др. варианты игры).

Волшебный рассвет (музыка А.Петрова)
Чтобы сделать волшебным осенний рассвет, 
надо долго-долго идти…
И охапку сверкающих желтых лучей 
самому по дороге найти.
И добавить к сверкающим этим лучам 
краешек неба, трель соловья,
Пение ветра, журчанье ручья, 
осени краски и дождик грибной,
И листопада полет золотой …
И все это вместе перемешать…
Закрыть глаза, и почти не дышать… 
и дружно всем вместе с вами сказать:
– Доброе утро! 
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Рассвет», «Утро», слайды с изображением картины рассвета, солнечных лучиков, листопада. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с куполом-тканью радужного или вишневого цвета, прятаться, смотреть на мир сквозь ткань. Можно так же предложить посмотреть в радужные очки. и др. варианты игры).

Подснежник (музыка "Апрель" П.И. Чайковский)
В лесу, где берѐзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва, понемножку зелѐную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: Я вижу погода тепла и ясна!
Скажите, ведь, правда, что это весна?
Но кругом всѐ тихо, соседей нет – он первый здесь.
Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела.
Уж больно тонок ты, дружок!
И вдруг пошѐл пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея, Головку слабую склоняя,
Сказал… Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Подснежник», слайды с изображением первых весенних цветов, снежных сугробов, картин природы. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с шуршунами белого цвета, схожими визуально со снежными сугробами. Можно использовать так же белую шифоновую ткань-купол. Предложить всем детям превратиться в подснежники, накрыть детей тканью, обыграть мелодекламацию в новом варианте. Вариантов игры может быть много.

Кукла (музыка "Новая кукла" П.И. Чайковский)
Куколки красивые, в пляске не ленивые.
Мы не спим и не сидим, очень весело звеним.
Дружно наклоняемся,
Всем ребятам нравимся!
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения, можно варьировать. Для более эмоционального восприятия, рекомендую использовать презентацию «Новая кукла», слайды с изображением игрушек, упаковок с подарками, кукол. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с куклами (неваляшками), поплясать, подвигаться с ними.

Цветы (музыка "Вальс цветов" П.И. Чайковский)
Как прекрасен мир на заре
И Земля вся цветами одета,
Здравствуй детский веселый смех,
Здравствуй, жаркое, теплое лето!
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию "Цветы", слайды с изображением букетов с цветами, цветочных полянок. солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с предметами-трансформерами: шуршунами, атласными ленточками, выложить цветочный рисунок из разноцветных бантиков на фоновой ткани. Возможны и другие варианты игры).
Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад № 1 Березка" 
муниципального образования Мостовский район Краснодарского края.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Вычеслав Валекрьевич!
    А вот и исчерпывающий ответ на мой вопрос в предвдущем посте.
    Вы всё очень даже подробно объяснили.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!Я Вам очень рад. Благодаря Вам как постоянному гостю моего блога, мне все больше хочется развивать и развиваться, обогащать себя новыми знаниями и делиться своим опытом.

      Удалить
    2. Ой, Вячеслав Валерьевич, прошу прощения за досаднейшие опечатки в моём предыдущем комментарии.
      Всегда так, когда тороплюсь - попадаю мимо клавиш.
      У меня очень высокая скорость печати и очень чувствительная клавиатура.
      А шрифты на комментариях такие мелкие, что не всегда получается проверить.
      Бывает, что пишу вслепую.
      Очень рада, что мои отзывы вдохновили Вас на новые посты.
      Если позволите, я сделаю блог-обзор о Вашем блоге для своих блого-друзей?

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, ну Вы прям находка для шпиона. Я все больше и больше хочу познакомиться с Вами в реальном мире, а не в виртуальном. Надеюсь, в скором времени это произойдет. Буду не против!)

      Удалить
    4. Вячеслав Валерьевич, это вполне возможно на церемонии награждения победителей конкурса.
      Вы читали пост о Вашем блоге?
      https://irinakun.blogspot.com/2019/11/blog-post_6.html#more

      Удалить
  2. Здравствуйте, Вячеслав Валерьевич! Прочитав Вашу статью, рекомендации по использованию мелодекламации, могу сделать вывод о том, что гармоничное слияние музыки, текста и пластики движений, поможет создать единый художественный образ, подобно мини-сценке или мини-спектаклю. Это будет интересно, занимательно и волшебно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте! Полностью с Вами согласен. Ребенок может раскрыться как красивый цветок и с помощью мелодекламации может получиться этюд одного чтеца (актера).

      Удалить
  3. Доброе утро! Вячеслав Валерьевич, спасибо, что вновь поделились со своими подписчиками своими наработками. Мелодекламация- удивительная находка для педагога,она позволяет более глубоко проникнуть и прочувствовать всю глубину музыкального произведения.

    ОтветитьУдалить
  4. Вячеслав Валерьевич! Добрый день!
    Спасибо Вам ОГРОМНОЕ за такую интересную и познавательную статью!
    Меня тоже очень заинтересовала эта тема...
    Используя мелодекламацию удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, а также умений изменять силу и высоту голоса.
    Использование мелодекламации способствуют формированию естественному звучанию голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного использования различных настроений в речевом или музыкальном материале. На речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для пения и речи.
    Все они доступны детям с самого раннего возраста.

    ОтветитьУдалить
  5. Доброе утро, Вера Васильевна!Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

    ОтветитьУдалить